off_man (off_man) wrote,
off_man
off_man

Большое карельское приключение.

Алексей Меньшенин.

Полный текст статьи из «Полный привод 4х4» №10 2006 г.

 

Дорога на Петрозаводск.

Для жителей Москвы в Карелию существуют три дороги. Классический, и он же самый длинный путь, по Ленинградскому шоссе на Санкт-Петербург, и далее на Мурманск, с небольшой срезкой через Кириши и Старую Ладогу. Второй путь – по Ярославскому шоссе сворачиваем в Сергиевом Посаде на Калязин-Углич-Рыбинск, и через Пошехонье и Череповец попадаем в Белозерск. Далее на пароме ( на том самом, где Шукшин снимал фильм «Калина красная») пересекаем Шексну и в Вытегре  решаем едем ли мы по грейдеру с еще одним паромом через Вознесенье, или вокруг Онежского озера через Пудож и Медвежьегорск, но по асфальту. Ну а третьим путем в Вытегру можно попасть  посетив Ярославль и Вологду. Так мы и поехали. В Вологде уже много лет  отсутствуют какие-либо указатели, ехать приходится с оглядкой на GPS по азимуту. После Вологды в нескольких километрах от шоссе лежат город Кириллов с его величественным монастырем-крепостью, и тихое село Ферапонтово с фресками Дионисия, являющимися достоянием ЮНЕСКО. Проехать мимо и не заглянуть туда просто невозможно. Московский дождь остался сзади, засияло солнце, придавшее просторам Онежского озера синеву и блестки, и приблизило  ощущение праздника. Петрозаводск – город, основанный Петром 1, тихий и неторопливый, встречал съезжавшихся с разных сторон участников.

 

Организаторы.

Соревнование организует глава Карельского джип-клуба Денис Кузнецов, с которым я знаком заочно, через интернет, где он известен как G-Shock, по совместному увлечению Нивой. Ему помогает друг с детства по настоящее время, Федор Клименко, берущий на себя все организационно-хозяйственные вопросы. Также на соревновании присутствовали врач Семен, судья по мотоциклам Кирилл, экипажи технички организаторов и эвакуатора «Унимога». Коллектив небольшой, но делающий свое дело четко.

 

Старт на площади.

Для участия в экспедиции 2006 года зарегистрировались 47 экипажей  из Петрозаводска, Москвы, Санкт-Петербурга, Выборга, Мончегорска, Липецка и Тамбова. По условиям Карелии-трофи технички также регистрировались как участники, потому реально соревновались 23 машины в классе «Джип», 5 машин в «Стандарте», 4 квадроцикла и 8 мотоциклов. Клуб «Байк Лэнд» красовался БТРом-техничкой для своих мотоциклов.  Поскольку даже физически проехать на легковом автомобиле в лагеря невозможно, караван состоял из одних внедорожников и редких грузовиков.

 

Триал  на скалах.

Все помнят фильм «А зори здесь тихие…» Каменные взлобки, скалы, водопады, пороги, озера. Именно в месте, где снимался этот фильм, и была  проложена трасса первого спецучастка. Вырубленные в скалах каньоны для пропуска леса, плотины лесосортировки, болотца, озера, крупноблочные осыпи. Машины должны были проехать около трех километров по кругу. СУ очень живописен, и, кроме того, расположен рядом с дорогой, в доступности для сотен приехавших зрителей. Также очень удобно работать прессе – везде вдоль трассы проходит грунтовка, а с горки все действо видно как на ладони. На этом СУ появились свои герои – затонул Паша Трухляев –бессменный участник всех пяти «Карелий», залился и не смог завестись Рэнглер Кирилла Юрьева из Питера, который хоть и был заявлен в классе «стандарт» , но поехал по трассе «Джипов». Экипаж 44 из Петрозаводска на ТЛК 60 без лебедки практически на руках пронес машину по трассе, построив для нее дорогу из камней, правда, за удвоенную норму времени, отказавшись от помощи ( на следующий день у водителя начала рожать  жена, и он уехал домой, пообещав на следующий год подготовиться лучше).

 

 

Одиссея экипажа номер один.

Приключения  этого экипажа начались в первом же броду первого спецучастка. Попытавшись забраться на каменную плиту на выходе из воды, Паша, на радость зрителям, поехал по глубокому месту, и не смог выехать из воды. Сам заглушил мотор, и не смог больше завестись. В лагерь его притащил эвакуатор - Унимог. На следующий день он бодро поехал своим ходом, и финишировал на  трех спецучастках. Но пятый спецучасток оказался для него последним. Во время движения по трассе СУ «Короткая дорога до лагеря», мотор Дайхатцу-Рокки внезапно остановился, и больше не завелся. С помощью ретранслятора - Николая Сорокина (Мусы), Паша передал на финиш, где находился я, свои GPS координаты. Приехавший Денис их записал, и стал ждать Унимога. А Унимог пропал…  Сведения о нем не поступали еще в течение трех дней. Организаторы ждали эвакуатора, Павел и Сергей ждали в лесу. Погода была теплая, вокруг были ягоды и грибы, дров море… Тем не менее, когда через два с половиной дня их разыскали ребята из технички, Паша посмотрел на них, и сказал: «А, это вы…  А я подумал – опять глюки».

 

Павел Трухляев.

-         Наконец-то я получил ответ на давний вопрос, почему костры разводят прямо на дороге – просто в другом месте их негде разложить. Не голодали – черника и брусника растут вокруг в изобилии. Неудобно только спать в колее, а по-другому и не ляжешь.

Сергей Кисленков по прозвищу «Бивис».

-         Через двое суток я решил выходить к людям. Пошел в сторону старта к ближайшей деревне. В два часа ночи пришел на дискотеку. Что меня поразило, так это полное отсутствие трезвых людей – даже подростки были «под газом». Единственный, кто согласился ехать – мотоциклист на Урале без фары. Он был готов ехать, но предупредил, что можем не доехать, и достал из коляски бутыль крепкого пива. Только утром я нашел трезвого водителя грузовичка, который довез меня до лагеря.

Как оказалось, Унимог медленно ехал по грейдерам из лагеря в лагерь, пока в поселке Паданы у него не развалилась крестовина. Ремонт занял больше суток, и затем эвакуатор уехал в Петрозаводск. Вытаскивали машину Трухляева уже участники. А из лагеря на горе Ваттаваре до Петрозаводска «Грызлика» на тракторной резине тащил  мой Лендровер. Карельские грейдера напоминали Военно-Грузинскую дорогу, путь почему-то все время, как мне казалось, шел в гору, пыль залепляла глаза и все остальное у водителей буксируемой машины. Со средней скоростью 25 километров в час мы за ночь добрались до асфальта. Развлекали нас только молодые зайцы, которые выскакивали на дорогу, и пытались удрать от машин по лучу света фар. Один «косой» бежал перед нами минуты три, пока не догадался свернуть в лес.

 

Карельские лагеря.

Лагеря «Карелия-трофи» располагались на берегах озер, в которых можно было купаться и ловить рыбу. А уж дары природы были в изобилии – чтобы поставить палатку приходилось съедать растущие на выбранном месте ягоды черники и брусники. Жаренные грибы и по-разному приготовленная рыба – неизменные составляющие рациона. Однако, мест в лагерях не так уж и много, потому приходилось ставить палатки вплотную друг к другу. Зато жили дружно и постоянно угощались у соседей.

 

Отдохнуть на трофи-рейде.

Чтобы участвовать в «Карелия-трофи», необязательно быть спортсменом. Московский экипаж Александра, Татьяны и Лилии  Егоровых   два года собирался в Карелию, и в третий все-таки выехал. Семейный экипаж  первые четыре дня только ездил из лагеря в лагерь, а на пятый вывел на СУ свой тяжелый Ниссан, и показал  не худший результат. Потом они поехали и в Экспедицию на Суну, по построенному спортсменами в прошлом году мосту, и на гору Ваттовару.

 Для тех, кто не хочет «раскладывать» свой автомобиль «Карелия-трофи» дает отличную возможность попутешествовать в хорошей компании, с попутчиками, которые всегда помогут запчастями и знаниями, рядом с врачом, оказывающим первую помощь, и организаторами, которые заполняют досуг пением под гитару у костра, дискотекой и вечерами отдыха, рассказами о достопримечательностях. По 80-150 км живописных дорог в день, без асфальта, который покинут в первый же день, а появился в последний. Дороги из лагеря в лагерь петляют мимо озер, каждое из которых красиво по-своему, по мостикам через порожистые речушки, поднимаются на горки с живописными панорамами. Фотографируй и любуйся природой! Организаторы не принуждает ехать в грязь, и не исключают досрочно из рейда за неучастие в СУ. Хочешь - гоняйся, не хочешь – отдыхай. Мирон Шакира на «котлете» решил ехать «вне зачета» с первого же дня, так как не оказалось соперников на конкурентоспособной технике. Всегда стартовал последним, помогал всем на СУ, и неизменно показывал лучшее время. Улыбчивый, и готовый помочь другим, этот экипаж стал любимцем всех участников и прессы.

 

 

Все после обеда…

Особенность «Карелия-трофи» в том, что все важные дела происходят  после полудня. Открытие, старты спецучастков, и даже награждение – все начинается с часу до трех. Перегоны от лагеря до старта СУ проходят утром, позволяя людям выспаться. Августовский день на севере длинен, в 23 часа вполне можно ехать без фар. Потому-то соревнование отличается поздними подъемами и отбоями – идеально для «сов».

 

Мотоциклисты.

Двухколесные собратья джиперов двигались частично по своим собственным маршрутам, а в основном по тем же спецучасткам, что и джипы или класс «Стандарт». Семь мужчин и одна девушка из Москвы, Петрозаводска и Кеми соревновались в песчаных гонках, кроссу по пересеченной местности, и по болотам, где эффектно проносились мимо застрявших машинок, поднимая в небо торфяной хвост.  Всем участникам мотозачета очень понравились как трассы, так и атмосфера состязания, и они принимали участия в общей тусовке   рейда. В стартовый взнос входила перевозка вещей байкеров на машине организаторов, потому по трассе они ехали налегке.

 

По болотам и камням.

Спецучастки второго и третьего дней проходили по заболоченным местам, направления задавали старые дороги. СУ2 финишировал в заброшенной деревне, в которой желающие могли ознакомиться с бытом крестьян. Предметы обихода и утварь находились в брошенных домах. А задание на СУ3 повторяло задание на спецучасток прошлого года – нужно было сразу после старта строить мост через таежную речку. Сначала первая пара «Самураев» принялась пилить лес, и каждые три минуты к ним присоединялась новая пара гонщиков, «стартовавших», но лишь присоединившихся к строителям. Лишь Пронин Валерий и Зуев Сергей («Перцы») и Мирон на самых проходимых машинах поехали мимо моста, да еще отец и сын Милюковы из Курска долго мучались форсируя реку вброд. Из «Стандарта» в этот день рискнул поехать только Jeep Cherokee  Чеботарева Вадима и Голикова Никиты из СПб, которые прехали СУ, причем уложившись в норму времени.

 

Как Лева сначала утонул под скалой, а затем упал с нее.

Перед четвертым СУ участники ночевали в находящемся неподалеку лагере. Задание на спецучасток заключалось в преодолении болота, по которому был провешен коридор прямо через самый центр, потом подняться траверсом на скалу высотой 50-70 метров, и спуститься с нее в месте старта. В прошлом году на болоте был назначен одновременный старт, в этом стартовали через 3 минуты. Представители прессы  полезли на скалу, то и дело нагибаясь над кустами черники. Сверху развернулась панорама болота. Вот на него выскочил Самурай и, почти не останавливаясь, промчался справа на лево. Через пятнадцать минут он проехал мимо нас, а еще через 15 его экипаж присоединился к зрителям. Коридор из ленточек был проложен посредине болота, двумя узкими полосками вдоль небольшого «окна» в болоте. Проехать можно было только справ или слева от воды. Самурай, пользуясь небольшим весом, проехал слева. Первый же УАЗ, ринувшийся справа, погрузился по средину дверей, и продолжал тонуть. Его кинулись выручать добрый десяток пилотов и штурманов подъехавших сзади машин. Совместными усилиями вынув УАЗку, они затем построили целую гать, связав десяток сэндтраков. По ним по очереди и поехали участники. Слева тем временем попытался проехать Лев Колмовский. Но его Hi-Lix оказался тяжелее Самурая и провалился под верхний слой мха. Его пытался объехать Мирон, но тоже затонул в полуметре бок о бок. Так и стояли две машины на радость зрителям, пока экипаж «Водомерки» Льва не собрал 200 метров лебедочных удлинителей, а Мирон, убедившись в том, что у него не работает передняя лебедка, собирал столько же удлинителей назад. Но этим двум машинам еще предстояло встретиться до конца дня. Поднявшись на скалу, Лев при спуске немного не рассчитал, и длинный Хайлакс перевернулся вверх колесами. Благо, что склон лесистый, и машина тут же улеглась боком на сосны. Момент переворота умудрился снять на видео Иван  Акимов (KEROSIN), причем он стоял внизу по склону прямо под перевертышем, и в какой-то момент инстинкт самосохранения победил – он бросился бежать. Все равно, уникальные съемки получились. Очевидцы говорили, что бегущий стремглав солидный мужчина с видеокамерой произвел впечатление сильнее, чем переворачивающийся автомобиль.

Тимофей Черкасов, штурман  Рэнглера «Белый Барон»:

-         Мне все больше нравится это мероприятия. Давно уже не видел, чтобы все остановились, и забыв про соревнование и результаты, бросились ставить машину на колеса. Необыкновенно дружное и душевное соревнование.

Два десятка мужиков, и лебедка Мирона, едущего следом, перевернули машину на колеса, и вручную скатили ее по склону до финиша.

Этот день оказался для «Карелии-трофи» урожайным на перевороты. БТР «Байк-лэнда» немного подломил хлипкий деревянный мост, и завалился набок в каменистое русло реки. Чтобы его вытащить, пришлось кроме собственного грузовика сопровождения, использовать мехлебедку грузовика-технички «Перца». Провозившись с подъемом БТРа, он опоздал на старт СУ.

 

Пляжи карельских озер.

Вечером на пляже в базовом лагере состоялась дискотека и вечер отдыха. Ведущий Петрозаводский диджей Володя Солнышков так «завел» публику, что солидные мужчины с 9 вечера до 7 утра соревновались в перетягивании каната, поднимании квадрика, метании запаски на дальность, скоростном разжигании костра, и многих других конкурсах. Танцы, шутки и скетчи понравились присутствующим, а были на вечере большинство участников и участниц. Лишь кончившийся бензин в генераторе остановил праздник на пляже.

 

Щучье царство.

Финиш пятого СУ – «Короткая дорога до лагеря». В полукилометре от финиша брод через речку. Машины приезжают, пилоты и штурманы садятся на мох, и беседуют о прошедшем спецучастке. Приезжает белый Wrangler, и его штурман кричит: -Только что, на броде из-под ног четыре здоровые щуки выскользнули! Побегу ловить.

И, схватив спиннинг, убегает обратно на трассу. Через полчаса он вернулся, победно неся щуку, длиной с локоть руки.

Вообще, щуки в изобилии водились в местах, где проходил рейд, и многие мужчины пропадали вечерами на рыбалке, внося приятное разнообразие в меню.

 

Вниз по речке.

В 2005 году спецучасток «Мотка» не прошел ни один экипаж. Из 10 км трассы, машины проехали вниз по руслу реки только 5. Потому и победителей определяли по принципу «кто дальше проехал». В этом году длину спецучастка сократили наполовину, и назвали его «Мини Мотка». Правда, воды в этом году было существенно меньше, чем в прошлом. Особенно тщательно готовились к заплыву квадроциклисты. Алексей Лидский и   Алексей  подняли плавучесть своих аппаратов за счет пустых канистр, камер и, вооружившись баграми, стали сплавляться вниз по течению. Неуправляемый сплав закончился «ушами» квадроцикла Малыша, вместе с пилотом, и далее они старались все-таки ехать вдоль берегов. На этом СУ завершилась и борьба у «джипов». Иван Троицкий и его штурманы так увлеклись водными процедурами, что, лидируя на всем пути, проскочили мимо финиша, и продолжили мчаться и дальше, пока гонец организаторов не остановил их. А Сузуки Самурай Владимира Николаева и Антона Прямицкого из Санкт-Петербурга, показав на этом СУ второе время после Льва Колмовского, стал недосягаем для конкурентов. Особенно тяжело участникам и машинам дались последние сто метров пути, на которых сломались целых три автомобиля.  Итого на мини-Мотке получили зачет 4 машины в категории «джип», 1 машина в зачете «стандарт» и 2 квадроцикла.

Вечером на брифинге Денис объявил, что больше спецучастков у «Джипов» не будет, чему все очень обрадовались. А вместо них состоялась обязательная для всех «Экспедиция на Суну», по спецучастку прошлого года, где в прошлом году спортсмены построили мост. Во время этой экспедиции, а точнее, экскурсии, в которую поехали даже технички, организаторы показали красивейшие места, куда ныне почти не ступает нога человека.

 

Тайны Ваттавары.

Последний лагерь находился на вершине одной из высших точек Карелии – горы Ваттавары. Эта гора окутана легендами и преданиями, здесь собираются «академики аномальных явлений» наблюдать за оными, на вершине лес искривлен и каждая сосна изогнута особым образом, здесь, говорят, не работает радио и GPS. Уже на подъезде все видели надвигавшееся на гору облако лесного пожара. На Ваттаваре состоялся последний спецучасток для «Стандарта», АTV и мотоциклов, выявивший победителя в зачете стандарт – уже упомянутый питерский экипаж Чеботарева – Голикова.

Чеботарев Вадим и Голиков Никита:

-         В общем, все понравилось. Понравилась атмосфера соревнования, красивая природа. Не понравились длинные перегоны между лагерями по тяжелым дорогам, мы постоянно были на грани опоздания на старты СУ из-за этого. И задержки с подведением итогов не понравились. А в остальном – получили то, что хотели, отдохнули. Трассы были под нашу машину.

 

Напоследок участники совершили пешую экскурсию на гору. Но оттуда вернулись не все. Победитель в зачете ATV Алексей Лосев с женой и ребенком, и механик Трухляева не вернулись с горы… А пожар стремительно двигался в сторону лагеря, подгоняемый сильным ветром… Самое главное в спасательных работах (это я усвоил еще со времен альплагерной юности) – не потерять никого из спасателей. Это же знал и Костя Мартьянов, который решительно пресек все предложения идти на пожар широким фронтом, и, зная местность (все-таки четвертый раз на «Карелия-трофи»), один ушел к месту вероятного нахождения заблудившихся. Вскоре семья Лосевых, а затем и механик вернулись в лагерь. Потом  переменился ветер, и повел пожар прочь от лагеря. Так как я вызвался буксировать «Грызлика», то не стал ночевать на горе, у небольшого озера почти на вершине, а поехал в сторону Петрозаводска в первый лагерь.

 

Награждение

В последний день как и всегда, все начиналось ближе к вечеру. Некоторые участники приехали в Петрозаводск еще ночью, кто-то выезжал на площадь прямо с дороги. По традиции, в каждом зачете награждается только один экипаж-победитель. Еще один экипаж выбирается победителем самими участниками по «гамбургскому счету», подводиться командный зачет ( команда состоит из трех машин, и в зачет идут результаты всех трех)

В 2006 году победителями  стали.

«Джип» - Владимир Николаев и Антон Прямицкий СПб (Сузуки самурай)

«Стандарт» - Чеботарев Вадим и Голиков Никита СПб (Джип Чероки)

«Квадроциклы» - Алексей Лосев – СПб (между прочим, победитель «Карелии-трофи» в зачете «Джип» 2004 года)

«Мото» - Владимир Васильев ( Команда "Байк Ленд" Москва)

«Гамбургский счет» - Пронин Валерий и Зуев Сергей (Москва)

Командный зачет – «Перцы».

Дипломы получили все участники, вплоть до детей.

 

Инна Мартьянова на награждении:

-         Вот так всегда, весь год ждешь этой «Карелии», готовишься, а она пролетает незаметно, и послезавтра снова на работу, и опять ждать целый год встречи со всеми вами…

 

Размышления о будущем.

Слова Инны, и ее неподдельные слезы при прощании с товарищами, мне кажется, самая лучшая характеристика прошедшего мероприятия. Осмелюсь заявить, что из регулярных соревнований  общероссийского значения (  присутствие участников из 9 регионов России это подтверждает), «Карелия-трофи» наиболее обращено лицом  к участникам. Организаторы и участники выступают как партнеры, совместно решают вопросы проведения соревнования. Если был тяжелый спецучасток, то возможно, что рейд  останется в прежнем лагере еще на сутки, если кончился бензин, то организаторы решат вопросы с его доставкой.  Здесь действительно присутствует джиперский дух, ныне во многих местах забытый, дух настоящих приключений в дикой местности, где асфальта не увидишь десять дней, бензоколонка встретится один раз, а сельский магазин три раза, бензин и солярку привозят за 200 км бездорожья в бочках, а ближайший магазин «автозапчасти» находится в 400 км. Здесь нет сотовой связи (редкий финский роуминг не считается), надеяться можно лишь на себя и товарищей по рейду, цивилизация далеко, проблемы с работы не касаются тебя. Здесь на пятый день тебя приглашают к любому столу в лагере, и ты зовешь всех проходящих отведать особенно вкусный трофей. И такое соревнование, являющееся приключением не по названию, а, по сути, просто обязано оставаться таким и дальше. И в это веришь, так как Денис Кузнецов и его товарищи делают «Карелия-трофи» не как коммерческий проект, а как способ проведения собственного отпуска.

Денис Кузнецов, главный судья:

-         На следующий год участников, видимо, будет ждать новый район, так как 50% удовольствия от прохождения спецучастка получается именно из его новизны. Мы оставим кое-какие «изюминки», но, так как очень многие приезжают к нам из года в год, то для них мы сделаем новые СУ. При любом развитии соревнования, и это моя принципиальная позиция, оно останется приключением и торжеством командного духа, даже несмотря на секундомер на спецучастках.

 

Кем я поеду в 2007 году – участником, «туристом» или журналистом – пока не знаю. Лично я уже обвел красным фломастером первую-третью неделю августа 2007 года. Кстати, это время выбрано не случайно – комара и мошки в лесах почти нет. А большой комар, изображенный  на майке соревнования – просто шутка.

 

Автор благодарит компанию «Trophy Land» за подготовку автомобиля «Лэндровер» для путешествия.

 

 

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments